Новый алгоритм Яндекса
В декабре 2019 года Яндекс сообщил, что в очередной раз обновил алгоритм ранжирования. Обновление получило кодовое название «Вега» и объединило в себе более полуторы тысяч различных нововведений, которые глобально можно разделить на 5 групп:
- Повышение качества поиска;
- Появление технологии пререндеринга;
- Зависимость ранжирования от оценок асессоров-экспертов;
- Запуск сервиса Яндекс.Кью;
- Гиперлокальность поиска.
Как сообщили в компании, «Вега» выводит поиск на новый, экспертный, уровень качества и позволяет пользователям мгновенно получать ответы на свои запросы. Так ли это на самом деле, мы и будем разбираться в данной статье.
Повышение качества поиска
В 2016 году Яндекс научился анализировать запрос не только по ключевым словам, которые в него входят, но и по смыслу. Это стало возможно благодаря нейронным сетям и искусственному интеллекту.
«Вега» – это следующий этап развития нейронных сетей, который выводит качество и скорость поиска на новый уровень (по крайней мере, так нас уверяют в Яндексе). Теперь искусственный интеллект заранее находит веб-страницы, которые близки по смыслу и тематике, и объединяет их в группы. Зачем это нужно? По словам сотрудников Яндекса, так поисковый алгоритм сможет быстрее находить ответы на запрос пользователя, поскольку поиск будет осуществляться не по всей огромной базе сайтов, а по отдельному смысловому кластеру.
Яндекс уверяет, что так поиск станет только лучше, ведь алгоритм понимает какие группы веб-документов наиболее релевантны запросу и заранее ищет ответ в соответствующей группе. Благодаря этому на процесс индексации и ранжирования выделяется в 2 раза меньше ресурсов, что в свою очередь позволяет Яндексу вдвое увеличить поисковую базу. Как сообщают специалисты компании, отныне поисковик может находить даже те веб-документы, которые посетители ранее посещали 1-2 раза за год.
Технология предварительной загрузки результатов поиска
В последнее время Яндекс буквально горит идеей сделать поиск максимально быстрым. Поэтому одним из ключевых нововведений «Веги» стал пререндеринг (на русском языке «технология предварительной загрузки результатов поиска»).
С помощью данной технологии поисковик угадывает смысл запроса пользователя по первым словам ещё до того, как он полностью введён в строку поиска. На основе этого подбирается предположительный пул страниц, которые отобразятся в выдаче. Благодаря этому скорость ответа выросла практически в 20 раз.
Заодно Яндекс усовершенствовал технологию турбо-страниц. Они теперь в среднем загружаются в 15 раз быстрее, чем обычная мобильная версия сайта. В компании даже утверждают, что в 75% случаев пользователи получают нужную информацию менее чем за 1 секунду.
Оценки экспертов-асессоров
Несмотря на все преимущества и хвалебные оды искусственному интеллекту, Яндекс все-таки не готов ему довериться окончательно. Так, в прошлом году компания наняла экспертов-асессоров в самых различных областях (IT, точные науки, медицина и т.д.), которые вручную модерируют сайты и оценивают их полезность.
Именно от асессора зависит в конечном итоге будет ли сайт находиться в ТОПе или нет. Как сообщается в блоге Яндекса, оценки экспертов имеют самую большую значимость при формировании выдачи.
Сервис Яндекс.Кью
Ещё одно нововведение «Веги» – появление сервиса Яндекс.Кью. В нём на на вопросы пользователей будут отвечать эксперты в различных областях (от искусства до точных наук).
Главная фишка – ответы будут проиндексированы поисковиком и отобразятся в результатах выдачи по релевантному запросу.
Может показаться, что сервис Яндекс.Кью является аналогом всем известных «ответов Mail.ru». Но есть одно важное отличие – по заверениям Яндекса, в его сервисе ответы будут более развёрнутые и точные, так как на них будут отвечать настоящие эксперты в соответствующей области. Обычные люди также могут отвечать на вопросы и, если экспертам сообщение покажется достоверным, над ним появится галочка верификации.
Яндекс стал гиперлокальным
В прошлой статье нашего блога мы рассказывали как Яндекс постепенно пришёл к геозависимости поиска. Уже давно выдача по многим запросам зависит в том числе от региона, в котором находится пользователь. Например, для человека живущего в Москве, по запросу «стоматология» нет смысла показывать все стоматологические клиники России. Поэтому поисковая система постарается показать ему только те клиники, которые также находятся в Москве.
Однако сейчас даже этого Яндексу показалось недостаточно. С приходом «Веги» поиск стал учитывать район или даже дом пользователя. Например, всё тому же москвичу, который ищет стоматологию, в первую очередь будут предложены те клиники, которые находятся не просто в Москве, а рядом с его домом.
Кроме того, компания запустил социальную сеть для соседей Яндекс.Район. В ней можно быстро получить информацию о своём районе, решить локальные задачи или пообщаться в домовом чате.
Для тех, кому срочно нужна помощь специалиста для решения бытовых или других насущных вопросов, появился сервис Яндекс.Услуги. В нём можно обратиться за помощью к частному специалисту.
Мнение пользователей
В блоге Яндекса «Вегу» встретили неоднозначно. Кто-то радуется нововведениям и встречает их радостными комментариями: «Понеслась )», «Отличная Новость!», «Ура!».
Однако среди восторженных отзывов есть и большое количество негативных. Есть те, кто обиделся на Яндекс за то, что обновление было запущено ещё в марте, а сказали о нём только сейчас:
Отдельно досталось также и асессорам. Пользователи волнуются, что асессоры могут просто напросто не зайти на сайт и от этого пострадают их позиции:
Однако, в целом, большинство пользователей недовольным тем, что в выдаче теперь станет ещё больше и так уже всем надоевших сервисов Яндекса:
Кто из комментаторов больше прав? Покажет время. Одно можно сказать точно – поиск, действительно, сильно эволюционировал и задача SEO-компаний в том, чтобы приспособиться к этой эволюции.